<<< Переводы с английского


Джо Купер (Joe Cooper)

Дело об эльфах из Коттингли

(The case of the Cottingley fairies)

(Примечание: звездочкой (*) отмечены слова, смысл которых поясняется в "Примечаниях" в конце.)

В неделю накануне окончания Первой мировой войны 11-летняя Франсис Гриффитс (Frances Griffiths) послала подружке в Южную Африку, где она прожила бо'льшую часть детских лет, письмо. Датировано оно 9 ноября 1918 г. и в нем говорится:

"Милая Джо [Джоанна],

Надеюсь, ты не болеешь. Я раньше написала письмо, да потеряла или оно куда-то задевалось. Ты играешь с Элси и Норой Бидлс? Я сейчас учу в школе французский, геометрию, как готовить и алгебру. На той неделе из Франции вернулся папа - он там 10 месяцев пробыл - и мы все думаем, что через несколько дней война закончится. Мы достанем флаги и вывесим у нас в спальне наверху. Посылаю тебе две карточки - на обеих я: на одной я в купальнике у нас на заднем дворе - это дядя Артур снял, а на второй я с эльфами на ручейке, это Элси сняла. Розочка (Rosebud (букв. "бутон розы") - нариц. имя маленьких детей и кукол, пупсиков) как всегда - толстая, и я ей наделала еще одежек. Как там "Мишка" и куколка?"

Обыкновенное и обыденное письмо школьницы к подружке, можно было бы сказать, не будь в нем довольно поразительного упоминания об эльфах. Но, как с тех пор подчеркивали и Франсис, и ее двоюродная сестра Элси Райт (Elsie Wright) (сейчас они обе - бабушки), они не особо удивились, увидев эльфов; те казались естественной частью природы вокруг ручья в дальней части длинного сада в деревне Коттингли под городом Брадфорд (графство Вест-Йоркшир).

На вложенной в письмо фотографии (той самой, знаменитой, что с тех пор воспроизводилась тысячи раз по всему миру, пускай и в улучшенном и более резком варианте), видна в упор глядящая в камеру девочка: на эльфов-то она ведь и без того насмотрелась, а вот фотографируют ее не так часто! На обороте снимка школьными каракулями выведено:

"Мы с Элси очень дружим с эльфами у ручья. Забавно - никогда не видала их в Африке. Им там наверно жарко."

Однажды после субботнего обеда в июле 1917 г. Элси взяла у отца камеру "Мидж-квортер-плейт" (Midg quarter-plate; "quarter-plate" (буквально "четверть пластинки") означает размер фотопластинки 3,25х4,25 дюйма, т.е. ок.8х11см - прим. перев.) для того, чтобы сфотографировать Франсис и поднять ей дух: сестра до этого упала в ручеек и ее отругали за промокшую одежду. Их не было около получаса, а затем прошло еще какое-то время, прежде чем м-р Райт проявил пластинку. Он удивился, увидев, как на ней появляются странные белые формы, вообразив поначалу, что это птички, а потом - что разбросанные бумажки от бутербродов; тщетно Элси у него за спиной в темной лаборатории сказала, что это - эльфы.

В августе камера была уже у Франсис, когда они с Элси взобрались по берегам ключа и подошли к старым дубам. Там она сфотографировала Элси с гномом. Кадр получился недодержанным и нерезким, чего можно ожидать, если учесть, что снимала его барышня, которой не было и 10 лет. Пластинку снова проявил отец Элси - Артур, - который заподозрил, что девочки что-то нафокусничали, и отказался больше давать им фотоаппарат.

Родители превращаются в ищеек

И Артур, и его жена Полли обыскали спальню девочек и мусорную корзину в поисках обрывков картинок или вырезок, а также сходили к ручью в поисках каких-либо улик подделки. Они не нашли ничего, а девочки стояли на своем: они видели эльфов и фотографировали их. Отпечатки со снимков обращались среди друзей и соседей, но затем интерес к этому чудно'му случаю постепенно угас.

Впервые дело стало достоянием общественности летом 1919 г., когда Полли Райт пошла на собрание "Теософского общества" в Брадфорде. Она интересовалась оккультом, так как сама переживала случаи астральной проекции и воспоминаний о своих прошлых жизнях. В тот вечер лекция была о "жизни эльфов", и Полли упомянула сидевшему рядом человеку, что ее дочь и племянница сами сфотографировали эльфов. Результатом этой беседы стало то, что два `грубых отпечатка' (как их позднее назвали) предстали вниманию теософов на конференции в Харрогите (Harrogate) осенью, а оттуда уже, к началу 1920 г., попали в руки к ведущему теософу Эдуарду Гарднеру.

Гарднер был человеком аккуратным, щепетильным. Даже взгляд на его фотографию передает эту аккуратность, на мысль о которой также наводят опрятные копии писем, которые он у себя хранил. Немедленным импульсом Гарднера, как только он увидел снимки эльфов, было сделать отпечатки яснее, и в письме эксперту по фотографии - Фреду Барлоу - он описывает указания, данные им своим ассистентам:

"Затем я сказал им сделать новые негативы (с позитивов оригинала) и сделать с ними все, что только возможно, но так, чтобы не внести никаких механических изменений. В результате они выдали два первоклассных негатива, которые "во всех отношениях точно такие же, как и оригинал, за исключением того, что они резкие и ясные и намного лучше подходят для целей печати"

Нам сегодня кажется невероятным, что он мог быть настолько наивен - не ожидать неизбежных вопросов от критиков по скорости шторки, резкости объектов, подозрительному сходству одежды и причесок эльфов с последними фасонами... Но Гарднеру нужна была лишь наилучшая ясность снимков - как теософ, он годами изучал фольклор об эльфах и слышал много рассказов об увиденных эльфах, так что возможные реакции скептиков ему на ум даже не приходили.

По удивительному совпадению, сэру Артуру Конан-Дойлу (создателю Шерлока Холмса и фанатику спиритизма) журнал "Стрэнд" заказал написать статью об эльфах к рождественскому номеру, который должен был выйти в свет в конце ноября 1920 г. Он готовил ее в июне, когда услыхал о двух находившихся в обращении отпечатках эльфов, и в конце концов связался с Гарднером и взял у него на время копии.

С самого начала, вопреки впечатлению, сложившемуся о нем позднее у публики, Конан Дойл был начеку. Он показал отпечатки сэру Оливеру Лоджу - пионеру-исследователю экстрасенсорики, - который посчитал их подделками - возможно, с участием труппы танцовщиц в костюмах эльфов. Один авторитет по эльфам сказал ему, что прически человечков слишком `Parisienne' для его вкуса. Лодж также передал их ясновидцу для психометрических впечатлений - был в точности описан фотопечатник Гарднера - м-р Снеллинг (приготовивший вторую партию отпечатков с оригиналов).

Довольно таинственным нам сегодня кажется то, что никто особо не горел желанием исследовать оригиналы фотографий, а все, похоже, довольствовались анализом отпечатков. Снеллинг (о котором говорили: `Если о фотоподделках чего-то не знает Снеллинг, значит, того и знать не стоит') сказал в своем первом отчете Гарднеру по `грубому' отпечатку, что смог различить движение всех фигурок эльфов. По утверждению же "Кодака", здесь мог быть замешан опытный фотограф - это наводит на мысль о том, что исследованные ими отпечатки могли быть с улучшенной резкостью.

Возможное объяснение: на этой стадии Конан Дойл и Гарднер могли желать избежать какого-либо упоминания об улучшении оригиналов; возможно, они не считали этот вопрос важным. Для них главным было распространение теософских и спиритических доктрин. Что касалось их самих, то четкие отпечатки, на которых видны узнаваемые эльфы и гном, предоставят то давно разыскиваемое твердое свидетельство об `обитателях пограничья' (dwellers at the border) - как назвал позднее Конан Дойл духов природы.

Конан Дойл послал своего `Ватсона' (в данном реальном случае - Гарднера) в Коттингли в июле. Гарднер сообщил, что все семейство Райтов кажется честным и заслуживащим полного уважения. Конан-Дойл и Гарднер решили, что если будут сняты еще фотографии эльфов, то все дело будет твердо поставлено за грань сомнений. В августе Гарднер съездил на север с фотоаппаратами и 20 фотопластинками для Элси и Франсис в надежде убедить их сделтать еще фотографии. Лишь таким способом, чувствовал он, можно доказать, что эльфы - подлинные.

Тем временем статья для "Стрэнда" с двумя отпечатками с улучшенной резкостью была закончена, и Конан Дойл уплыл в Австралию на лекционный вояж распространять слово спиритизма. Разбираться с реакцией публики на дело с эльфами он предоставил своим коллегам без него.

Газетная сенсация

Выйдя в свет в конце ноября, тот номер "Стрэнда" был распродан за несколько дней. Реакция была бурной - особенно, со стороны критиков. Ведущим среди них был голос некоего майора Холл-Эдвардса (Hall-Edwards), эксперта по радию. Он заявил:

"По поводу свидетельств я безо всяких колебаний заявляю, что эти фотографии могли быть `подделаны'. Я порицаю отношение тех, кто объявил, будто в обстоятельствах, сопутствующих съемке этих фотографий, было что-то сверхъестественное, поскольку, как медик, я полагаю, что внедрение в головы детей таких нелепых мыслей приведет к проявлениям в их дальнейшей жизни и нервному и психическим расстройствам..."

Комментарии газет были разнообразны. 5 января 1921 г. "Правда" (Truth) объявила: `Для истинного объяснения этих фотографий эльфов необходимо знание не оккультных явлений, а детей." С другой стороны, "Саут Уэлс Аргус" (South Wales Argus) за 27 ноября 1920 г. встал на более эксцентричную и терпимую точку зрения: `В тот день, когда мы убьем своей статистикой нашего Санта-Клауса, мы погрузим чудесный мир в глубочайший мрак'. Внизу под рубрикой "Мысль дня" (Day's Thought) была помещена валлийская поговорка: "Это так же истинно, как сказки про эльфов в книгах." "Сити Ньюз" (City News) 29 января выразилась без обиняков: "На данной стадии похоже, что мы должны поверить либо в почти невероятное таинство эльфов, либо же в почти невероятные чудеса подделки фотографий."

"Вестминстерская газета" (Westminster Gazette) нарушила псевдонимы, которыми воспользовался Конан Дойл для защиты Франсис и Элси - и на север отправился репортер. Однако ничего сенсационного или даже нового его расследование в историю не привнесло. Он выяснил, что Элси взяла у отца фотоаппарат, чтобы сделать первый снимок, и что Франсис сфотографировала Элси и гнома. По сути ему нечего было добавить к фактам, изложенным Конан-Дойлом в статье "Сфотографированы эльфы - эпохальное событие" (Fairies photographed - an epoch-making event). Репортер посчитал Полли и Артура Райтов вполне честными людьми - и вернулся в свою газету в Лондоне с приговором `не объяснено'.

Случай этот мог вполне бы померкнуть с приходом весны 1921 г., не произойди неожиданное: Элси и Франсис сняли еще три фотографии эльфов.

Появление эльфов

Снимки "эльфов" из Коттингли вызвали горячие споры. Сэру Артуру Конан-Дойлу они стали долгожданным доказательством существования духов - но для многих людей это были просто ловкие подделки.

ВО ВРЕМЯ КАНИКУЛ в августе 192O г. Франсис Гриффитс попросили приехать на поезде в Коттингли из Скарборо, куда она уехала жить вместе с матерью и отцом после первой мировой войны. Тетя Полли написала ей, что Эдуард Гарднер приедет из Лондона с новыми камерами, чтобы дать сестрам возможность снять еще эльфов вдобавок к тем двум фотографиям, что были сняты в 1917 г.

Франсис оставался месяц до 14-летия и она завоевала стипендию на обучение в классической средней школе (grammar school): она была и трудолюбива, и сообразительна. Элси же, в отличие от нее, с благодарностью ушла из школы в возрасте 13 лет.

Эдуард Гарднер приехал из Лондона в Брадфорд на поезде и добрался на трамвае до Коттингли-Бара, бывшего в трех милях (5 километров) оттуда. Он привез два фотоаппарата и две дюжины тайно помеченных фотопластинок. В своей книге "Эльфы: книга об истинных эльфах", опубликованной в 1945 г., он так описал указания девочкам:

"Я также опять поехал в Коттингли, захватив из Лондона две камеры и пластинки, и встретился с семьей и разъяснил обеим девочкам простое действие фотоаппаратов, и отдал каждой по камере. Фотоаппараты были заряжены, и моим последним советом было: в лощинку нужно ходить только в ясные дни, как они и привыкли раньше, и "подманивать" эльфов, как они называли то, как они привлекали их, и посмотреть, что у них сможет получиться. Я предложил им лишь самые очевидные и простые меры предосторожности по освещению и расстоянию, так как знал, что главным было, чтобы они чувствовали себя свободными и несвязанными и не несли на себе бремя ответственности. Если ничего из этого не выйдет, сказал я им, пусть совершенно не переживают."

Всего два эльфа

Можно представить себе сцену в общей комнате дома Райтов. Красавица Полли внимательно слушает, долговязая 19-летняя Элси со своими золотисто-каштановыми волосами и ласковыми синими глазами, и сметливая Франсис, подавившая на этот случай свою энергию. (`Жаль того, у кого мозоли, если он окажется рядом, когда разойдется Франсис,' - написала однажды Полли с кривой усмешкой.) И торжественный Эдуард Гарднер - бородатый и, возможно, как обычно, с щегольской "бабочкой" - жаждет создать некоторого рода научную атмосферу, но в сердце по сути не таит надежды на очень многое, несмотря на эти новые камеры и тщательно помеченные пластинки. И вот он вернулся в Лондон в надежде хотя бы на хорошую погоду.

Увы, две недели шел дождь. Возможности добавить что-то к истории эльфов у них было мало, и первая запись о том, что хоть что-то происходит, - в письме Гарднеру от Полли, поистине ошеломляющем в своей скромности. Она написала о событиях четверга, 19 августа 1920 г.:

"Утро стояло пасмурное и туманное, так что они не снимали никакаих фотографий - а только после обеда, когда туман рассеялся и вышло солнце. Я пошла к сестре на чай и оставила их одних. Когда вернулась, им удалось только две с эльфами - я была разочарована."

... и о событиях двумя днями позже:

"Они опять ходили в субботу днем и сделали несколько снимков, но вышло что-то только на одном - и он какой-то странный - мы не можем разобраться в нем. В этот раз вставляла пластинки Элси, а назавтра их проявил Артур."

... и, что должно стать в ряд самых очаровательных из когда-либо сделанных постскриптумов:

`P.S. В полете она так ни одного и не сняла.'

И вот пластинки вернулись в Лондон. Элси помнит бережность, с какой их упаковал в вату отец - всем этим делом озадаченный. Он так и не уразумел его до конца дней своих (умер он в 1926 г.), а Конан Дойл в его мнении упал. До тех пор, пока великий человек не выказал интереса к эльфам, он был у Артура в высоком почете; впоследствии ему стоило труда поверить, что человека такого интеллекта могла облапошить `наша Элси - что среди самых худших учениц в классе!' Но, хотя Артур не мог заставить себя поверить в эльфов, Полли (на это наводит тон ее письма) поддерживала свою дочь и признавала существование природных духов.

Гарднер был окрылен, получив тайно помеченные пластинки, на которых оказались такие интригующие фотографии эльфов, и Конан-Дойлу, который был в своем лекционном вояже по Австралии (в тот момент- в Мельбурне), были посланы телеграммы. Конан-Дойл ответил:

"Серце мое исполнилось радостью, когда вот здесь, в далекой Австралии, я получил твою записку и три чудесных снимка, подтверждающих опубликованные нами результаты. Когда признают наших эльфов, другие психические явления будут восприняты более охотно... вот уже некоторое время у нас на сеансах продолжаются сообщения, что видимый знак пробивается к нам..."

И Конан-Дойл, и Эдуард Гарднер были в первую очередь заинтересованы в распространении среди публики - которую они считали далекой от восприимчивости - своих идей о бесконечном. Конан Дойл видел в случае с эльфами из Коттингли (возможно, в буквальном смысле этого слова -) дар богов, прокладывающий дорогу более глубоким истинам, которые могут постепенно восприняться материалистическим миром. Последними тремя фотографиями он иллюстрировал в 1921 г. свою вторую статью в журнале "Стрэнд". В ней описывались другие рассказы о якобы имевших место случаях наблюдения эльфов, и она послужила основой для его более поздней книги под названием "Пришествие эльфов" (The Coming of the Fairies), вышедшей в свет в 1922 г.

Реакции на новые фотографии эльфов, как и прежде, были разнообразны. Самой общей критикой было то, что эльфы подозрительно смахивают на традиционных эльфов из детских сказок и что прически у женщин - очень модные. Еще указывалось на то, что снимки - особо резкие, словно над ними поработал в сторону улучшения квалифицированный фотограф.

Однако некоторые общественные деятели выказали сочувствие - иногда до смущения. Реформатор в области образования и социального положения (среди прочих реформ, принесшая блага публичных бань детям трущоб в Брадфорде) Маргарет Мак-Миллан пела дифирамбы о случаях в Коттингли: `Как чудесно, что эти милые дети были удостоены такого чудесного дара.'

Другая видная личность тех дней - романист Генри де-Вер-Стакпул (Henry de Vere Stacpoole), - решил принять фотографии эльфов - и девочек - за чистую монету. Он интуитивно принял, что и девочки и фотографии - подлинны. В письме Гарднеру он писал:

"Посмотрите в лицо Алисе. Посмотрите на лицо Айрис. Существует необыкновенная вещь под названием "ИСТИНА", у которой 10 миллионов лиц и форм - это валюта Бога и ее не подделать и самому ловкому чеканщику или фальшивомонетчику..."

(Стакпул намеренно сохраненяет здесь псевдонимы `Алиса' и `Айрис', которыми Конан-Дойл поначалу пользовался для сохранения анонимности девочек.)

`По горло сыты этими эльфами!'

Пятую и последнюю фотографию эльфов часто считают самой разительной. Никто так и не смог дать удовлетворительное объяснение тому, что происходит на картинке. Однако Конан-Дойл в своем "Пришествии эльфов" выдвигает подробный, если и несколько замысловатый, взгляд на запечатленные события:

"В верхнем левом краю сидит - причем хорошо видно ее крыло - неодетая женщина-эльф, по-видимому, размышляя, не пора ли ей вставать с постели. Справа видна вставшая пораньше женщина-эльф - более зрелого возраста: у нее обильные волосы и чудесные крылья. Под эльфовым платьем можно разглядеть ее слегка более плотное тело."

Такая причудливость от создателя самого несентиментального и холодно-логичного героя английской литературы - Шерлока Холмса - снабдила школу `Конан-Дойл тронулся' грандиозными боеприпасами. Возможно, это несчастье, что пылкий интерес к спиритизму у него совпал с поздними годами жизни - особенно в тот век, когда всякий человек старше шестидесяти считался в основном "отжившим свое" (past their best). Активная поддержка эльфов из Коттингли мало помогла тому, чтобы рассеять растущий образ доверчивого старика. Однако он ни в коем случае не был единственным, кто верил в духов стихии.

Как видно на карте Коттингли, деревня эта находится практически на окраине многолюдного Брадфорда, а не является, как представляется многим, изолированным населенным пунктом. Тут есть водоем и старый мостик через ручей - ключевые ориентиры на фотографиях эльфов. Природные духи традиционно населяют лесистые и водные местности, и есть много расскзов о наблюдении природных духов в таких укромных местах. Также с эльфами традиционно ассоциируются дуб, осина и терн (thorn), а эти разновидности деревьев есть и вокруг ручья.

В августе 1921 г. в Коттингли была совершена последняя экспедиция: на этот раз туда привезли ясновидца Джеффри Ходсона (Geoffrey Hodson) - для проверки того, наблюдаются ли здесь эльфы. (С тем чувством, что если уж, кроме девочек, эльфов может увидеть и еще кто-то, то это Ходсон.) Увы, фотографироваться эльфы отказались - хотя их видели как Ходсон, так и Элси.

Но к тому времени и Элси, и Франсис уже устали от всей этой истории с эльфами. Спустя многие годы Элси, посмотрев на фотографию, где была она и Франсис вместе с Ходсоном, сказала: `Взгляните - сыты по горло эльфами!' И Элси, и Франсис с тех пор соглашались, что они ублажали Ходсона иногда до смехотворной степени. Это наивное признание сыграло прямо на руку их критикам. Ведь кроме `подыгрывания м-ру Ходсону', оставались обвинения в том, что вся эта история с эльфами вообще был подделана, а когда фотографий эльфов больше не появилось, то казалось, будто все идет к тому, чтобы `Случай в Коттингли' перенесли в пыльную галерею `знаменитых подделок'. И однако же это дело не закрыто до сих пор...

Повторный визит к эльфам из Коттингли

С той самой поры, как в 1920-е годы две девочки сделали `фотографии эльфов', бушуют противоречия по поводу их подлинности.

ПЕРВАЯ ФОТОГРАФИЯ эльфов, снятая Элси Райт в 1917 г. в Коттингли под г.Брадфорд, угрожала стать "передержанной" в озабоченном оккультом конце 20-го века, так как фотография человечков перед приятным лицом Франсис была уже воспроизведена до того часто, что была в опасности стать чем-то вроде зрительного клише. Это особенно раздражает тех, кто находит всю историю с эльфами бесвкусицей, даже жульничеством; они возражают, временами пронзительно, против до странности искусственного вида танцующих эльфов - хотя шумят меньше по остальным четырем фотографиям, снятым позже. Верящие, как всегда, верят, и говорят о том, что `и в небе и земле сокрыто больше...'

Позиции критиков и защитников можно подытожить так:

`Обвинители' указывает на то, что Элси хорошо рисовала красками и карандашами, что она, похоже, все время была увлечена рисованием эльфов, ее завораживало исскусство фотографии и до этого она работала у фотографа, а в интервью 1971 для программы телевидения Би-Би-Си "Нейшенуайд" (BBC-TV Nationwide) была подозрительно уклончива. И Элси, и ее кузина Франсис признают в себе большое чувство юмора; обе признают, что обманывали медиума Джеффри Ходсона (Geoffrey Hodson) во время расследования 1921 г. (в том смысле, что давали чересчур обильные подтверждения его описаниям кишашей эльфами природы в ручье и вокруг). При съемке всех пяти фотографий не присутствовало третьего человека. Девочки часами играли вместе у ручья, который был довольно далеко от дома и скрыт 40-футовыми (12-метровыми) берегами от глаз посторонних. Спали они в одной приличных размеров спальне на чердаке, в которой могли вынашивать свои замыслы. В 1978 г. "Изумительный Рэнди" (Amazing Randi - американский иллюзионист-профессионал, выступавший на сцене и добровольный разоблачитель всех паранормальных явлений) с группой из журнала "Нью Саентист" (New Scientist) подверг фотографии процедуре "улучшения" (`enhancement'), применяемой для выявления бо'льшего количества деталей на снимках Луны - и по их мнению, они увидели прикрепленные к некоторым из фигурок веревочки. Рэнди также указал на то, что фигурки на первом снимке имеют сходство с одной из иллюстраций в книге "Princess Mary's Gift Book" ("Подарочная книга принцессы Мери"), вышедшей в свет в 1914 г.

`Адвокаты' утверждают, что работа Элси у фотографа длилась лишь 6 месяцев и состояла в том, что она бегала по поручениям и прибирала отпечатки. Эльфов она рисовала, потому что часто их видела, да и вообще ее рисунки были ничем не лучше того, что можно ожидать от довольно талантливой 16-летней девушки. Что касается иллюстраций в "Подарочной книге", то естественно, что танцующие эльфы будут походить друг на друга, а у тех, что в рождественской публикации 1914 г., отсутствуют крылья. Веревочка в сообщении "Нью Саентиста" от 3 августа 1978 г. может быть царапинами, появившимися при печати, и даже настоящие фигурки не остались бы абсолютно без движения в ветерке, который обычно слегка дул вдоль ручья; а откуда они могли свисать? И какого вида невидимая `веревка' была в ходу в то время? К приезду Ходсона они уже устали и согласно кивали ради мира и покоя. Элси уклонялась от прямого ответа, потому что хотела, чтобы все это позабылось. У них не было ни мотива, ни материалов, ни времени, ни времени наедине, ни умений, чтобы подделать эти снимки. А самое значительное - они всегда утверждали, что эльфов они видели и фотографировали.

После того, как в 1966 г. Питер Чемберс (Peter Chambers) из "Дейли Экспресса" (Daily Express) обнаружил, где живет Элси, газеты, журналы и телекомпании стали проявлять все возрастающий интерес к Элси и Франсис. Чемберс цитирует слова Элси о том, что эльфы могли быть `плодами моего воображения'. Это довольно прямое утверждение она могла сделать просто, чтобы избавиться от непрошенной известности. С другой стороны, она могла подразумевать, что успешно сфотографировала эти `плоды своего воображения'. Примечателно, что за годы после фотографирования эльфов из Коттингли исследования в области `мыслеграфии' (особенно работа в США д-ра Жюля Айзенбуда (Jule Eisenbud) с Тедом Сериосом (Ted Serios)) и эксперименты в Японии показали, что "мыслеформы" (thoughtforms), возможно, действительно поддаются фотографированию.

Допрос Элси и Франсис

Элси удавалось избегать известности пять лет; затем в 1971 г., за дело взялась телепрограмма Би-Би-Си "Нейшенуайд". 10 дней ее допрашивали, возили в Коттингли и подвергли вот такому:

(Берущий интервью указывает на то, что, поскольку первый исследователь дела эльфов Э. Л. Гарднер в прошлом году умер, то, возможно, Элси захочет высказаться более недвусмысленно.)

Элси: Я не хотела расстраивать м-ра Гарднера... Сейчас я уже не против поговорить...

(Затем высказывается предположение, что ко всему этому приложил руку отец Элси.)

Элси: я готова поклясться на библии, что отец не знал о том, что происходит.

Вопрос: А могли бы вы точно так же поклясться на библии, что не сыграли какую-то шутку?

Элси (после паузы): Я сделала фотографии... я сделала две... нет, три... Франсис сделала две...

Вопрос: Это - фототрюк? Вы могли бы поклясться об этом на библии?

Элси (после паузы): Я бы оставила это открытым, если можно... но отец мой здесь был ни причем - это я могу вам гарантировать...

Вопрос: Вы вот уже 50 лет развлекаетесь с миром? Вы уже 10 дней шутите над нами?

(Элси смеется.)

Элси (тихо): Может, мы закончим на этом, если можно.

Более объективным было интервью Остина Митчелла (Austin Mitchell) для Йоркширского телевидения в сентябре 1976 г. На том самом месте, где якобы были сделаны фотографии, состоялся такой диалог:

Митчелл: Рациональный человек эльфов не видит. Если кто-то говорит, что видит эльфов, то естественно, если люди отнесутся к этому критично.

Франсис: Да.

Митчелл: Итак, если вы говорите, что видели их во время, когда снималась фотография, это значит, что, если здесь замешано мошенничество, то вы обе в нем участвовали.

Франсис: Да - пожалуй, верно - да.

Митчелл: Так вы участвовали?

Франсис: Нет.

Элси: Нет.

Франсис: Нет, конечно.

Митчелл: Не сфабриковали ли вы каким-либо образом эти фотографии?

Франсис: Нет, конечно. Ну скажите нам - как она могла это сделать - не забывайте, ей было 16, а мне 10 лет. Ну, и как можно ребенком 10 лет идти по жизни и сохранить тайну?

Группа Йоркширского телевидения, однако, поверила в теорию о `картонных вырезках'. Остин Митчелл должным образом появился на экране, - как всегда представительный, - с рядом фигурок эльфов перед собой на фоне зелени. Он их немного потрепыхал в разные стороны (возможно, чтобы разуверить зрителей: мол, прозаическая обстановка улицы Керкстолл-Роуд (Kirkstall Road) в г.Лидс (Leeds) не подверглась вторжению духов природы.

`Просто картонные вырезки,' - сказал он в прямом эфире в обзорной программе (magazine). `Сделаны нашим фотоотделом и установлены на проволочные рамки. Выяснилось, что для того, чтобы они стояли, впрямь нужна проволока - бумажные фигурки, конечно же, обмякают. Вот так оно и могло быть сделано.'

Но даже если оставить в стороне прокламации критиков и защитников, сейчас любому, кто захочет поглубже покопаться в фотографиях эльфов, доступны магнитные пленки, письма и вырезки из газет. Понятно, что по прошествии стольких лет Элси и Франсис бы сейчас хотелось, чтобы от них держались подальше и уважали их право на личную жизнь.

Критики - Льюис (Lewis) из "Нейшенуайд", Остин Митчелл из Йоркширского ТВ, Рэнди, и Стюарт Сандерсон (Stewart Sanderson) и Кэтрин Бриггс (Katherine Briggs) из Фольклорного общества - все это объективно-настроенные люди, заинтересованные в том, чтобы уравновесить вероятность по доступным наличным фактам. В 1970-е годы казалось, что это крайне шаткое равновесие и впрямь сдвинулось в пользу честности женщин, но очевидно, что многие пункты все же можно было бы прояснить дальнейшими исследованиями.

Остин Митчелл сказал: `рациональный человек эльфов не видит', - а есть некоторые социологи, которые сказали бы, что рациональность можно построить социально. `Рациональность' человека зависит главным образом от его личного опыта и чтения. Хотите верьте, хотите - нет, но есть сотни случаев, когда люди утверждают, что видели эльфов. Штудирование книги Конан-Дойла "Пришествие эльфов" или "Видения и верования" (Visions or Beliefs) леди Грегори и поэта У.Б.Йитса (Yeats) должно доказать, что таких утверждений сделано больше чем горстка.

Автору уже повстречалось 7 человек, утверждающих, что видели природных духов. Один из них - бывший борец мощного телосложения - не очень вероятная фигура, чтобы якшаться с эльфами - непреклонен в своих утверждениях. Интересно отметить, сколь многие готовы слушать его с необычной степенью терпимости.

Обычно возможно опровергнуть отдельные рассказы; во взятых же вместе начинают возникать некоторые закономерности. Ф.У. Холидей (F. W. Holiday) в своей книге "Дракон и диск" (The dragon and the disc) приравнивает внешность гнома из Коттингли к фигуркам бронзового века из Исландии, а Уильям Райли (William Riley), автор из Йоркшира, помещает те пять фотографий эльфов в вероятно самый подходящий контекст: `Мне много раз встречались люди, видевшие "пикси" в определенных излюбленных местечках в верхнем Эрделе (Upper Airedale) и Уорфделе (Wharfedale).'

Большинство людей не верят в эльфов, а потому считают, что любые "фотографии" эльфов - наверняка подделки. У скептиков здесь нет вопросов: эльфы из Коттингли вырезаны из детской книжки и весьма ловко (поскольку никто так и не смог окончательно доказать поддельность снимков) наложены на фотографии сестер Элси и Франсис.

Недостатка в материале, пожелай они поискать `натурщиков' для эльфов, не было. Эльфы были весьма распространены в детских книжках на рубеже столетия. Большинство живших в то время девочек их возраста могли бы описать эльфа, так как в большинстве иллюстраций находил отражение сходный, традиционный образ эльфа.

Если уж на то пошло, то эльфы Элси и Франсис были, пожалуй, чуть более в ногу с модой, чем, скажем нарисованные в популярной подарочной книге принцессы Мери 1914 года. У эльфов из Коттингли короткая стрижка по сиюминутной моде и "чарльстонские" (Charleston) платья с бисером (хотя гном Элси остался традиционно гротескным).

Когда исследователь-экстрасенс Э. Л. Гарднер посетил Коттингли в 20-е годы XX в., то утверждал, что у обеих девочек есть способности медиума, особенно у Франсис. Он считал, что духи стихии - эльфы - при помощи исходившей от девочек рыхлой эктоплазмы образовывали видимые тела - видимые, то бишь, лишь девочкам и оку камеры. Точная форма, какую они принимали, предполагал он, `избиралась' подсознанием девочек, отсюда и странная смесь традиционного и современного. Но после 1921 г. видеть эльфов обе девочки почему-то перестали.

Коттингли: наконец-то истина

Были ли в лесу в Коттингли на самом деле эльфы? И удалось ли двум детям их сфотографировать? В эксклюзивном интервью с Джо Купером (JOE COOPER) Элси и Франсис раскрывают правду о знаменитых фотографиях из Коттингли.

Появившись впервые к концу 1919 г. в статье в журнале "Стрэнд", фотографии эльфов из Коттингли произвели журналистскую сенсацию. И с тех самых пор их рассматривали как, возможно, самое убедительное из предъявленных когда-либо доказательств существования эльфов и мира духов. Но, соответственно, в конце 1981 г. и в середине 1982 г. сделавшие эти снимки Франсис Уэй (Way) (урожденная Гриффитс) и Элси Хилл (Hill) (урожденная Райт) - теперь уже, конечно, старушки - признались, что первые четыре снимка поддельны. Говоря, в частности, о первой фотографии, Франсис сказала автору данной книги более чем один раз: `При взгляде на нее у меня всегда сердце ухает. Подумать только: она обошла весь свет, - не понимаю, как люди могли поверить, что это настоящие эльфы. Когда делался снимок, мне видна была их изнанка и булавки.'

Как был устроен обман? Началось всё, как соглашаются обе женщины, с наилучшими намерениями. Франсис говорит, что была способна воспринимать многие формы жизнедеятельности эльфов на ручье в глубине сада участка Райтов и, понятное дело, ее постоянно манило к ручью. Временами она падала в него и промачивала одежду, и за это ее строго отчитывали.

Элси сильно тронули слезы сестры и она выразила ей сочувствие, когда та выпалила взрослым, что ходит в глубь сада так часто, потому что там можно увидеть эльфов. Хотя Элси и недоставало острого восприятия жизнедеятельности эльфов, что было у Франсис, она была чувствительна к атмосфере и обладала тонким восприятием мистики природы.

Частью, чтобы отвлечь мысли Франсис от невзгод, а частью, чтобы разыграть взрослых, которые с презрением усмехаются над тем, что можно увидеть эльфов, но с энтузиазмом продлевают жизнь мифу о деде-морозе, они сговорились изготовить фигурки эльфов, которые можно было бы убедительно сфотографировать. У Франсис была "Подарочная книга принцессы Мери", и ряд иллюстраций Артура Шепперсона (Shepperson) послужил девочкам образцом, с которого Элси - получившая некоторое художественное образование в колледже в соседнем Брадфорде - соорудила фигурки эльфов. Они вырезали фигурки острыми портновскими ножницами, взятыми у матери Франсис, работавшей потрнихой в Брадфорде; они укрепили их в бугорок при помощи шляпных булавок. Девочки сделали знаменитые снимки, выбросили вырезанные фигурки в бурлящий ручей и пошли домой. То, как они отдали пленку м-ру Райту и как он удивился при виде появляющихся на отпечатках фигурках эльфов, уже вошло в историю.

Отношение Элси и Франсис ко всему вопросу о фотографиях эльфов - типично йоркширское: рассказать с каменным выражением лица сплошную небылицу и пусть, кто хочет, тот в нее и верит. Вообще говоря, Элси часто так и говорила: `Мне бы больше пришлось по нраву, чтобы нас считали комиками с серьезным лицом.'

Спустя примерно месяц после первой фотографии Элси тоже почувствовала желание сфотографироваться с каким-нибудь духом природы. Она сделала вырезку гнома, которую должным образом прикрепили к земле шляпной булавкой. Франсис была не таким умелым фотографом, как Элси и, по ее словам, рука на снимке вышла удлиненной из-за `наклона камеры'; верующие же в подлинность фотографий приписали его `екстрасенсорному удлинению'.

Если осмотреть второй снимок, то легко увидеть кончик булавки в животе гнома. Но Конан Дойл, осмотрев отпечаток, пришел к выводу, что точка - это пупок и что поэтому рождение в царстве эльфов может происходить образом, сходным с рождением человека!

Оба снимка были отпечатаны и обращались среди подруг девочек осенью 1918 г, и постепенно дело увядало, причем ни одна из девочек не признала истины дела, а предпочла, чтобы люди строили свои догадки.

На следующий год Полли Райт - мать Элси - ходила на теософские собрания, и так отпечатки попали в обращение на конференции общества в Харрогите (Harrogate) летом 1919 г. К началу 1920 г. они попали в руки Эдуарду Гарднеру, специалисту теософского общества в Лондоне по фотографиям и слайдам и президенту ложи Блавацкой, и он попытался убедить Полли попросить девочек сделать еще снимки. Она, однако, не ответила на его письма - и лишь когда в июне 1920г. о своем интересе к предмету объявил Дойл, события начали развиваться публично.

Летом 1920 г. Гарднеру наконец удалось уговорить девочек сделать еще ряд фотографий. Эти три последние фотографии и Гарднер, и Конан Дойл посчитали доказательством, что эльфов сфотографировать можно.

Франсис же всегда дивилась тому, что кто-то мог посчитать их подлинными. Летящая женщина-эльф на третьем снимке была пришпилена к ветке сзади; Элси нарисовала ее от руки, и по мнению Франсис, пропорции у ней не сохранены. Женщина-эльф, подающая Элси цветы, на четвертом снимке, была прикреплена к ветке подобным же образом, и щеголяет модной прической, навлекшей много замечаний.

Относительно подлинности пятого снимка кузины расходятся. При мимолетном взгляде он сильно походит на результат простого наложения фотографий, но Франсис настаивает на том, что это - подлинная фотография эльфов. `День стоял сырой, субботний, и мы просто слонялись с камерой, а приготовлено у Элси ничего не было,' говорит она. `Я увидела, как эти эльфы собираются в траве и просто навела камеру и сделала снимок.' Элси, однако, настаивает на том, что на всех пяти снимках - вырезки. Нужно помнить, что Франсис часто говорила, что вспомнить события, связанные с фотографиями, с какой-либо точностью ей словно не дает некий психологический барьер; однако это несоответствие между рассказами сестер о съемке фотографий остается любопытным.

Вторую группу снимков Гарднер приветствовал с радостью. И у попавшихся в ловушку своего первого трюка Элси и Франсис не было другого выбора, кроме как хранить молчание; возможные последствия каких-либо разоблачений, скорей всего, казались им ужасающими.

Поиски эльфов

В 1921 г. Конан-Дойл попросил ясновидца Джеффри Ходсона (Geoffrey Hodson) поехать в Коттингли проверить наблюдения девочек - по сути, посмотреть, сможет ли увидеть эльфов и он. Его пространные описания жизнедеятельности эльфов, подкрепленные повергнутыми в благоговейный трепет Элси и Франсис - ничего не видевших в присутствии Ходсона, как они раскрыли в телеинтервью в 1975 г. - стали ключевыми страницами в "Пришествии эльфов" Дойла 1922 г. Ходсон впоследствии стал выдающимся писателем о ясновидении; нельзя исключить возможности, что его наблюдения могли действительно быть подлинными.

Автор данной книги однажды спросил у Элси напрямик, может ли она и сейчас поддержать свои утверждения Ходсону, как они воспроизведены в книге Конан-Дойла.

`Это тебе придется решить самому, Джо,' сказала она - опять с подозрением на тот самый йоркширский юмор с каменным лицом.

Какие выводы сделать отсюда? Четыре из пяти снимков - точно надувательство. И Элси, и Франсис, однако, настаивают, что сами эльфы были настоящие. Франсис видела их особенно часто:

"Самый первый раз, когда я что-то увидела - это когда листочек ивы сильно задрожал, хотя ветра не было, я увидела маленького человечка, стоящего на ветке, со стебельком этого листочка в руке, и казалось, что он его трясет на кого-то. Он был одет во все зеленое."

Постепенно ей стало видно все больше и больше эльфов. А летом 1918 г., Франсис увидела и крылатых эльфов вдобавок к обычным:

"Это были настоящие эльфы. У одних были крылышки, а у других нет... Однажды они сидели в лучике солнца на низком берегу... Все казалось таким мирным и дружелюбным... Иногда они подходили на несколько дюймов, но мне никогда не хотелось принять участие в их жизни."

Наконец она говорит: `Я до того к ним привыкла, что если они не делали чего-нибудь особенного, я просто не обращала на них внимания."

Эльфы существуют? Можно ли их сфотографировать? Наверняка можно сказать лишь то, что фотографии из Коттингли нельзя считать доказательством существования эльфов. Каждому из нас самому решать, действительно ли люди, сообщающие о том, что видели эльфов, их видят или же они их просто воображают.

==========================================================================

Джо Купер "Коттингли: наконец-то истина." The Unexplained, No. 117, pp. 2338-40, 1982.

Оригинал (на англ. яз.) можно прочесть по адресу:

http://www.lhup.edu/~dsimanek/cooper.htm


Примечания:

Hosted by uCoz