<<< Переводы с английского


The Arthur Conan Doyle Society
P.O. Box 1360, Ashcroft, British Columbia, Canada V0K 1A0
Tel: (250) 453-2045 / Fax: (250) 453-2075
e-mail: sirhenry@telus.net

 

 

 

Пришествие эльфов

Альтернативный взгляд на историю с "эльфами из Коттингли" (the Cottingley fairies)

Барбара Роден (Barbara Roden)

I

Мало что в мире Артура Конан-Дойла (АКД) возбуждает столько же эмоций, как случай с "эльфами из Коттингли", который вызывает чувство глубокого смущения у многих, кто в остальном восхищается как этим человеком, так и его трудами. Эти люди просто не в силах понять, как создатель Шерлока Холмса - детектива, которому подавай не теории, а факты, и который отказывался признать возможность существования сверхъестественного - мог сам поверить в эльфов и оказался настолько одурачен двумя девочками, что публично заявил, будто их снимки эльфов - подлинны. Даже биографы АКД стараются обходить стороной этот пункт - либо снижая его весомость, либо полностью замалчивая.

Часто предполагается, будто готовность, с какой Конан-Дойл поверил в существование эльфов, возникла из его обращения в спиритизм, самого по себе являвшегося прямым последствием смерти сильно любимого им старшего сына Кингсли, умершего от пневмонии. Этот как бы сам собой напрашивающийся ответ: будто бы АКД ринулся в объятия спиритизма, как средства, которое позволило бы ему общаться с погибшим любимым человеком, - несомненно, стыкуется с опытом многих других людей, пытавшихся после Великой Войны сжиться с ужасающей катастрофой и желавших услышать одно последнее слово от любимых, отнятых у них неожиданно и, как казалось, бессмысленно. Однако гипотеза эта не учитывает, что умер Кингсли в 1918 г., а о своей вере в спиритизм Конан-Дойл публично объявил за два года до этого - в 1916 г. Не учитывают и того, что, хотя "обнародовался" Конан-Дойл в 1916 г., интересовался спиритизмом и изучал его он много лет и принял участие в сеансах "столокручения" в Портсмуте еще в 1885 г. Решение об обращении в спиритизм было принято лишь спустя многие годы исканий, вопросов и полученных (или не полученных) на них ответов.


"Королева эльфов" - иллюстрация Дика Дойла из книги "В стране эльфов" (In Fairyland)

Однако, даже его первые робкие шаги по дороге к спиритизму предварила вера в существование эльфов и других "человечков". От своей матери Мери маленький Артур слышал рассказы о рыцарстве и геральдике, и именно им он приписал пробуждение интереса к делам историческим, который приведет его к написанию таких романов, как "Михей Кларк" и "Белый отряд". Как бы то ни было, от отца Чарлза Конан-Дойлу досталась художественная наследственность, сыгравшая впоследствии важную роль. Один из старших братьев Чарлза - Ричард, прославленный оформитель обложки журнала "Панч" - был замечательным художником всего диковинного и фантастического. В 1846 г. он создал серию иллюстраций к новому переводу сказок братьев Гримм "Круг эльфов" ("The Fairy Ring"), и это побудило романиста Уильяма Теккерея заявить, что Дик Дойл - новый властелин страны эльфов, потеснивший художника Круикшанка (Cruikshank).


"Триумфальный марш короля эльфов"
- иллюстрация Дика Дойла из книги "В стране эльфов"

Дик Дойл всю жизнь любил фольклор и легенды, эльфов, гоблинов и духов; у себя в дневнике он писал, что в детстве ему не давали уснуть видения эльфов и гномов, которых он не успевал зарисовать прежде, чем засыпал. Даже на макетах обложки "Панча", первый из которых он нарисовал в 1844 г., видны скопища человечков в различных позах и занятиях. К 1849 г. Дойл прочно укрепился в сознании публики с рисунками эльфов, и связь эта прошла через всю остальную его карьеру - даже когда от иллюстрирования книг и журналов он обратился к галерейным картинам. Наиболее известная его работа - "В стране эльфов" (In Fairyland) - увидела свет в 1870 г.; и лишь спустя 4 года его 15-летний племянник Артур удостоился чести впервые посетить Лондон и провести время со своим "дядей Ричардом".

Они крепко сдружились, и Дик развлекал племянника, показав свою студию, полную картин и рисунков гоблинов и эльфов, фей и привидений, драконов и ведьм. Еще он рассказал юному Артуру несколько своих любимых историй об эльфах и привидениях, а также легенд, - тщательно внедрив его таким образом в "мир иной", который уже пленил и отца Артура.

Чарлза Дойла сын считал самым лучшим художником в семье, пусть даже его депрессия, меланхолия, а затем и эпилепсия с алкоголизмом означали, что он так и не сумел полностью воплотить в жизнь свой значительный потенциал. И все же ему удавалось, благодаря некоторой поддержке со стороны брата Ричарда, получать заказы, и он упрочил свое имя как комический иллюстратор. Знающие о работе Чарлза Дойла лишь по довольно сереньким иллюстрациям к первому изданию "Этюда в багровых тонах" могут удивиться, узнав о спросе на него как иллюстратора книг в самом начале карьеры. Общей с братом Диком у него была очарованность вещами сверхъестественными; в альбоме для эскизов за 1889 г. (к тому времени его уже приняли в Королевскую лечебницу для душевнобольных "Монтроз" (Montrose)) страница за страницей заполнены фантастическими фигурками, а судя по другим его альбомам, Чарлз рисовал (или считал, что рисует) некоторые из этих фигурок с натуры.

Так что и от отца своего, и от "дяди Ричарда" Артур Конан-Дойл унаследовал сильное ощущение иных миров и иных созданий, как и твердый фундамент, на котором построить себе окончательную карьеру рассказчика (интересно отметить, что сперва он испытал руку на иллюстрациях, но затем оставил это). Хотя он и не писал каких-то сказок - и вообще историй специально для детей - сказки, верования и рисунки отца и дяди прошли с ним через всю его жизнь, и помогли расставить декорации на сцене для того, что стало случаем, который, наверно, сильнее всего прославил (или ославил) его в жизни: причастность к фотографиям, известным теперь как снимки "эльфов из Коттингли", и их активная поддержка.

В 1917 г. Коттингли была деревушкой под городом Брадфордом, хотя теперь это - часть его пригорода. Девятилетняя Франсис Гриффитс (Frances Griffiths) гостила с матерью у одной из своих двоюродных сестер - шестнадцатилетней Элси Райт (Elsie Wright) - и ее родителей. Франсис бо'льшую часть малых лет провела в Южной Африке; с жизнью в Англии она столкнулась впервые, и ей бывало трудно приноровиться к сильно отличному образу жизни и окружению. Так или иначе, ее очаровал ручей Коттингли - узенький, пробегавший между крутыми берегами, - где они с Элси могли играть часами. Франсис еще не было и десяти лет, и она частенько поскальзывалась на мокрых камешках, по которым переходила ручей, а это кончалось тем, что она промачивала себе чулки и обувь - к раздражению матери и тети, которые предостерегали ее не ходить туда. Но этого она была выполнить не в силах.

Однажды обе женщины особенно упорно насели на Франсис: чем ее так приворожил ручей Коттингли? Почему, допытывались они, она то и дело туда возвращается?

Помолчав мгновение, Франсис объявила, что ходит туда к эльфам. Неудивительно, что реакцией взрослых было недоверие и гнев. Тогда Элси заявила, что тоже видела эльфов; но ни той, ни другой не поверили.

Франсис, по словам Элси, это очень расстроило. И скорее, чтобы развеселить сестру, чем с какой-то иной целью, Элси предложила попросить у мистера Райта фотоаппарат и сделать снимок в доказательство того, что они говорят правду. Элси немного удивилась, когда Франсис ухватилась за эту идею; и вот обеим девочкам удалось упросить Артура Райта дать им на время камеру, и они, счастливые, пошли к ручью Коттингли фотографировать эльфов.

Не прошло и получаса, как они вернулись домой и попросили мистера Райта проявить им пластинку - тот был увлеченным фотолюбителем и недавно оборудовал себе собственую лабораторию. Соблаговолил он лишь после полдничного чая; Элси стояла в крохотной темной комнатушке вместе с ним, а Франсис ждала за дверью. На изображении медленно вырисовалось лицо Франсис, чем-то окруженное; поначалу мистер Райт подумал, что это, наверно, птички. Затем фигурки сделались четче - и он, к своему изумлению, увидел пять фигурок, танцующих вокруг Франсис, которая смотрела прямо в камеру.

У Элси не было сомнений, что' это за фигурки. "Есть эльфы на пластинке!" - крикнула она ждавшей за дверью младшей сестре.

Артур Райт был далеко не убежден в этом. Он знал, что дочка - хорошая художница, и много лет с восторгом рисует фигурки эльфов. Он склонялся к тому, чтобы отмахнуться от "эльфов" как от картонных вырезок. У обеих матерей, однако, такой уверенности не было. Они знали, что девочки у них правдивые, а сами женщины к тому времени начали интересоваться теософией и возможностью обитания на земле природных духов.

Однако все дело вскоре было оставлено; или так думали взрослые. Первый снимок был сделан в июле. В сентябре обе девочки опять взяли у Артура Райта камеру и сделали еще один снимок. На этот раз снимала Франсис, и на фотографии после проявления оказалась Элси с кем-то, похожим на гнома. Наверно, можно понять Артура Райта, когда он после этого отказался больше давать девочкам камеру; но примерно на следующий год с фотографий сделали копии и раздавали родственникам и знакомым, причем девочки утверждали, что правда сфотографировали эльфов.

Вопрос о том, действительно ли им это удалось или нет, все еще, по прошествии более 80 лет, остается до некоторой степени открытым. Известно наверняка лишь то, что самая первая из снятых Элси Райт фотографий стала со временем одним из тех снимков, о которых было больше всего разговору в нынешнем столетии; и что через три года после того, как их сделали, все дело приняло такой оборот, какого не могли себе вообразить ни Элси, ни Франсис... ни их родители...

 

II

Мало событий из жизни Артура Конан-Дойла известно столь хорошо, как случай с эльфами из Коттингли; хотя общая осведомленность по этому вопросу обычно сводится к тому, что Конан-Дойл "попался" на поддельных фотографиях, сделанных двумя школьницами. Дело это, наряду с "Пилтдаунским человеком", стало одной из самых прославленных мистификаций 20-го века. В июньском выпуске журнала "Ридерс Дайджест" (канадский вариант) за 1998 г. была даже помещена статья "Величайшие мистификации всех времен", где вкратце рассказывалось и о случае в Коттингли, а также приводился первый из двух снимков, сделанных летом 1917 г. шестнадцатилетней Элси Райт и ее девятилетней двоюродной сестрой Франсис Гриффитс.

Фотографии снимались с разрывом в 2 месяца неподалеку от дома Райтов - у небольшого ручейка Коттингли, где обе девочки проводили больше всего времени. Особенно трудно было удержать от ручья маленькую Франсис - даже после неоднократных предостережений матери и тети. Как раз в тот день, когда они на нее нажали, она и выдала историю о том, что ходит туда к эльфам, а Элси ее поддержала. Фотографии, - говорили они, - доказывают, что у ручья Коттингли водятся эльфы.

Артур Райт, отец Элси, отнесся к этому скептически, но его жена и свояченица наполовину склонялись к тому, чтобы поверить девочкам, которые были детьми правдивыми. Как бы то ни было, после кратковременной вспышки интереса к фотографиям в 1917 г. они постепенно отошли на задний план, и известно о них было лишь небольшому кругу родственников и знакомых, которым иногда в качестве диковинок дарили копии с этих снимков.

Дело могло бы на том и закончиться, не заинтересуйся Полли Райт и Энни Гриффитс теософией и не посещай они в 1919 г. собраний в Брадфорде. На одном из собраний оратор упомянул об эльфах. После собрания Полли Райт задержалась и подошла к оратору. Дочка, сказала она, сделала несколько снимков и утверждает, будто на них - эльфы. Может такое быть, что снимки подлинны?

Вопрос был совсем простой; но он вызвал отголоски, каких не мог предвидеть никто. Семью убедили дать стеклянные пластинки-негативы и оригиналы фотографий членам Брадфордской ложи. Фотографии попались на глаза Эдварду Гарднеру - уважаемой личности в теософском движении. В феврале 1920 г. он написал миссис Райт, что видел один из снимков и считает его "наилучшим в своем роде, пожалуй, где бы то ни было". Он задал много вопросов по снимкам и написал: "У меня острый интерес к этой стороне жизни нашего чудесного мира и я добиваюсь улучшения понимания духов природы и эльфов".

Иллюстрация из книги Джо Купера (Joe Cooper) "Дело об эльфах из Коттингли" (The Case of the Cottingley Fairies)
 издательства "Robert Hale", 1990 гВверху - оригинал снимка; внизу - отретушированный отпечаток,
 приведенный в журнале
"Стрэнд" (The Strand Magazine)
в 1920 г.

Полли Райт была, наверно, несколько огорошена этим письмом и призвала на выручку подругу и соседку Иди Райт (Edie Wright; не родственница) - бывшего члена брадфордского теософского общества. Та завязала переписку с Гарднером: рассказала о подоплеке снимков, отвечала на вопросы и получила для него из Брадфордской ложи оригиналы стеклянных негативов. Гарднер выразил надежду, что Элси сможет сделать еще снимки для него, и даже вызвался дать на время фотоаппарат и пластинки. Тем не менее, он позаботился и о тщательной проверке существующих пластинок фотографом Гарольдом Снеллингом (Harold Snelling), о котором говорили: "Если о фотоподделках чего-то не знает Снеллинг, значит этого и знать не стоит."

После тщательного анализа одного из оригинальных отпечатков и пластинки, с которой он был сделан, Снеллинг вынес Гарднеру приговор: "Пластинка экспонировалась один раз. Танцующие фигурки не сделаны ни из бумаги, ни из какой-то материи; они не нарисованы на сфотографированном фоне - но что меня больше всего добивает, так это то, что во время съемки все эти фигурки двигались."

К маю 1920 г. Гарднер пользовался слайдами с обоих снимков на лекциях; и на одной из его бесед увидела фотографии его двоюродная сестра мисс Э.М. Бломфилд (E.M.Blomfield). Среди тех, кому она об этом рассказала, был и сэр Артур Конан-Дойл, которого журнал "Стрэнд" (The Strand Magazine) попросил написать для рождественского номера что-нибудь про эльфов. "Находка" Гарднера его тут же заинтриговала, и в июне они встретились в Лондоне. Вскоре АКД написал Артуру Райту и попросил позволения привести в статье для "Стрэнда" фотографии Элси, а также другой материал. Он назвал снимки "весьма интересными" и "несомненно поразительными", и предложил, чтобы либо он, либо Гарднер "съездили к ним и полчасика побеседовали с девочками".

Поехал Гарднер (АКД тогда вовсю готовился к лекционному вояжу по Австралии) и проговорил с семьей Райт некоторое время. Артура все это дело озадачило и раздражало, но жена его в фотографии верила, а Элси - ведь она же настаивает на своем рассказе вот уже три года и кажется правдивой, прямодушной девушкой. К тому же: как бы смогли изготовить такую подделку дети?

Гарднер, убежденный в подлинности снимков, сообщил о результатах Конан-Дойлу, а тот выразил одно-два сомнения, но как будто был готов принять сообщения Гарднера и фотографии в качестве доказательств. Теософ продолжил свои беседы и руководил съемкой дальнейших фотографий. В результате появилось еще три снимка эльфов, и на Гарднера это произвело впечатление. Его мнения по этому поводу были переданы АКД в Австралию, и сэр Артур остался воистину очень доволен получением этого "подтверждения". Его статья в "Стрэнде" была написана еще до отъезда в Австралию и опиралась лишь на два первых снимка. Начинается она в ни к чему не обязывающей манере - с заявления автора, что прежде чем он посчитает дело "абсолютно и окончательно доказанным", ему бы хотелось увидеть повторения этих результатов при "незаинтересованном свидетеле".

Ни Полли Райт, ни Эдварда Гарднера "незаинтересованным свидетелем" нельзя было назвать даже отдаленно; и все же вид трех последующих фотографий убедил АКД всем сердцем отдаться поддержке снимков как подлинного доказательства существования эльфов. В марте 1921 г. в "Стрэнде" появилась еще одна статья, а в 1922 г. вышла в свет книга Конан-Дойла по этому предмету - "Пришествие эльфов" (The Coming of the Fairies).

Почему АКД поверил (или захотел поверить) в существование эльфов? Налицо, конечно, его сильная семейная склонность верить в этих существ, обрисованная в первой части настоящей статьи. Все же в конце своей первой статьи в "Стрэнде" Конан-Дойл ближе подходит к истинной причине: "Признание их существования встряхнет материальный ум двадцатoго векa из его глубоких рытвин в грязи, и заставит признать, что в жизни есть место и очарованию, и таинству. После этого открытия мир уже не посчитает за такой труд воспринять то подкрепленное физическими фактами духовное послание, какое уже было ему предъявлено."

Другими словами: если бы мир смог признать, что эльфы есть (а вот и снимки в доказательство этого, или так считал Конан-Дойл), то мир смог бы признать и существование спиритических истин, которые проповедовали АКД и другие, но с ограниченным успехом. Конан-Дойл был человеком большой цельности, но это сочеталось у него с идеализмом в интересах дела спиритизма. Мало может быть сомнений в том, что Конан-Дойл искренне верил в фотографии и видел в них то великое доказательство, какого искал. Другие же, однако, видели лишь подделки - притом не очень-то убедительные.

В интересах справедливости по отношению к АКД и другим верившим в фотографии, следует сказать, что оригиналы фотографий были намного расплывчатее и не такие подробные, как варианты, которые можно повсюду увидеть сегодня; в какой-то момент - возможно, по просьбе Гарднера - оригиналы пластинок сделали резче и ярче. И все же современному глазу эти снимки впрямь кажутся до смущения "фальшивками", как явно казались они и многим читателям-современникам, не могшим понять, как создатель Шерлока Холмса мог так легко дать себя провести.

Ибо провести его явно провели; хотя лишь в 1983 г. тогда уже восьмидесятитрехлетняя Элси Райт признала, что фотографии были подделаны при помощи картинок эльфов, вырезанных из журналов и поставленных на шляпные булавки. Франсис Гриффитс утверждала, что эльфов она видела; и что хотя четыре из фотографий подделаны, пятая - подлинна. Она умерла в 1986 г. в возрасте почти 80 лет; Элси умерла в 1988 г.

Почему они так поступили? Возможно, все началось едва ли более, чем безобидной шалостью - поводом для Франсис "доказать" матери и тете, будто она говорила правду: к ручейку Коттингли она ходит в гости к эльфам. Ни одной из девочек и в голову прийти не могло, что вся эта история снежным комом выкатится из-под контроля в 1920 г., к каковому времени они, наверно, позабыли весь этот случай или, самое большее, отложили на дальнюю полку, чтобы попотешаться с ним наедине. Как бы то ни было, Полли Райт подняла вопрос в Брадфордском теософском обществе, там его передали Эдварду Гарднеру, тот представил дело вниманию Конан-Дойла, а последний описал его в журнале "Стрэнд"... Ко времени вовлечения Гарднера и АКД на это дело было потрачено уже значительное количество денег и вовлечено много людей. Для девочек, наверно, стало кошмаром, когда они поняли, что пора признания в розыгрыше давно прошла. Им оставалось лишь понадеяться на то, что все это быстро утихнет и можно будет обо всем позабыть.

Но, судя по всему, вряд ли это уже произойдет. "Дело об эльфах из Коттингли" завоевало себе место в истории, а с ним теперь навсегда будет связано и имя Артура Конан-Дойла. Эта связь уже вызвала немалую долю смеха над добрым доктором; но, по-моему, подробности подоплеки показывают, что дело не так ясно, как могло бы показаться многим лишь по беглому поверхностному взгляду на факты. И Франсис до конца жизни утверждала, что эльфов она видела и что пятая фотография - подлинна. А вдруг - вдруг-таки - Конан-Дойл сейчас вместе с Элси и Франсис смеются последними.


При сопоставлении пожелтевшего отпечатка с оригинального негатива бок о бок с отретушированным отпечатком
случай этот, пожалуй, становится не таким ясным, как хотелось бы нас убедить критикам.

 

  (C) Barbara Roden 1998, 2003
Статья впервые напечатана частями в журнале "Детектив Шерлок Холмс"(Sherlock Holmes Detective Magazine)

Полный архив материалов по случаю в Коттингли находится в библиотеке "Бразертон"
(Brotherton Library) в г.Лидс (Leeds), Великобритания.


Return to The Arthur Conan Doyle Society Main Details Page
  (C) The Arthur Conan Doyle Society, 2003

 

Оригинал статьи (на английском языке) можно найти в интернете по адресу:
 http://www.ash-tree.bc.ca/acdsfairies.htm



Hosted by uCoz